Дедушка мороз у разных народов россии. Кто выполняет роль Снегурочки в разных странах? Как одевается снегурочка в разных странах


*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*

В России

Главный сказочный персонаж новогодних праздников — Дед Мороз . Добрый дедушка с длинной белоснежной бородой носит красную, синюю, голубую или белую шубу. В руках у него волшебный посох и мешок с подарками. Ездит Дед Мороз на санях, запряженных тройкой лошадей. Сопровождает зимнего волшебника внучка Снегурочка , а иногда и Мальчик Новый Год — малец в красной шубе и шапке с числом наступающего года на перевязи.

Кроме главного волшебника Деда Мороза во многих регионах России есть свои зимние волшебники:

* в Якутии — властелин холода Чысхаан ,
* в Чувашии — Хел Мучи ,
* в Удмуртии — Тол Бабай ,
* в Башкортостане и в Татарстане — Кыш Бабай ,
* в Карелии — Паккайне ("Морозец" в переводе с карельского языка),
* в Ямало-Ненецком автономном округе — .


В Белоруссии и на Украине

Дедушку Мороза называют Дзед Мароз или Зюзя , а — Дiд Мороз .

Как еще называют Деда Мороза и Снегурочку в разных странах?

* В Армении : Дзмер Папи (Дед Зима ) и Дзюнанушик .
* В Азербайджане : Шахта Баба и Гаргыз .
* В Кыргызстане : Аяз Ата и Аяз Кыз (Снежная Дева ).
* В Казахстане : Аяз Ата и Акшакар (Белоснежка ).

Забавно называют Дедушку Мороза в БолгарииДядо Мраз .

В Молдавии и в Румынии


Дед Мороз и — (Дед Рождество ) — носит красный овечий тулуп и высокую шапку кушму из овечьего меха, словно генеральскую папаху. Сопровождает доброго дедушку не внучка Снегурочка, а маленький ручной барашек.

В Монголии


Дед Мороз в Монголии — Увлин Увгун — носит традиционную одежду скотовода: длинный тулуп и большую шапку из лисьего меха. В руках у монгольского Деда Мороза плетка, которая напоминает детям, что надо хорошо себя вести. Увлин Увгун приходит на праздник вместе с Зазан Охин (Девочка Снег ) и Шинэ Жил (Мальчик Новый Год ).

В Северной Америке и в Западной Европе


Санта Клаус (Рождественский Дед ) — это североамериканский и западноевропейский Дед Мороз. Санта — добрый упитанный дедушка с широкой белоснежной бородой и большими усами. Рождественский Дед носит красные штаны и красный полушубок с белой опушкой из меха. Передвигается Санта Клаус на волшебных санях, запряженных северными оленями.

Во Франции


В новогодние праздники приходят Пер Ноэль (Отец Рождество ) и Пер Фуэтар (Дед с розгами ). Пер Ноэль как две капли воды похож на Санта Клауса из . Пер Фуэтар — бородатый старик в темном плаще и меховой шапке, за спиной он носит корзину с розгами. Пер Ноэль раздает подарки послушным детям, а Пер Фуэтар воспитывает непослушных капризных детей.

В Испании и в Стране Басков


Санта Клауса называют Папа Ноэль (Папа Рождество ), а в Стране Басков есть свой зимний волшебник — Олентцеро . Олентцеро одет в традиционную одежду, носит черный берет, и при себе у него всегда есть небольшая фляжка хорошего испанского вина и трубка с табаком.

В Германии


В Германии в зимние праздники приходят Святой Николай (Николай Чудотворец ) и Рыцарь Рупрехт . Святой Николай дарит подарки послушным детям, а Рыцарь Рупрехт раздает родителям непослушных детей палки для наказания.

В Италии


Итальянского Санта Клауса называют Баббо Натале , но кроме него есть еще один сказочный новогодний персонаж — Бефана . Бефана — старая ведьма, но очень добрая. Маленькая старушка в старом плаще прилетает в дом на метле через дымоход и наполняет подарками детские чулки, подвешенные к камину. Однако подарки достаются только послушным детям, а непослушным и капризным детям Бефана кладет в чулочки золу и угольки. Заботливые итальянцы оставляют на камине бокал вина или чашку кофе с печеньем для маленькой ведьмы, Бефана же, в свою очередь, перед уходом может подмести пол волшебной метлой щедрому хозяину дома.

В Норвегии


В Норвегии рождественские подарки по домам разносит Юлениссе . Юлениссе — маленький старичок с белой бородой, этакий Санта-карлик. Подарки волшебный гном возит в тележке, запряженной белоснежным рождественским козликом, которого называют Юлебукк .

В Чехии


Много сказочных новогодних персонажей, один из них — Дед Микулаш . Добрый дедушка с большой белоснежной бородой носит подарки в заплечном коробе. Дед Микулаш приходит на праздник не один: его сопровождают ангелочек и чертенок. Ангелочек вручает подарки послушным детям, а лохматый чертенок шутливо журит непослушных детей.

В Финляндии


Йоулупукки — Дед Мороз

Снегурочка - любимая новогодняя гостья детей, которая повсеместно сопровождает Деда Мороза, помогает ему готовить и преподносить подарки. Из литературного персонажа она превратилась в обязательный «атрибут» праздника, символизируя нежную красоту и кротость. Добрая внучка во всем подчиняется деду и выполняет все его указания. Он приводит ее в пример детям капризным и непослушным.

На картинах первой половины 19-го века Снегурочка предстает в образе маленькой девочки и только позже она приобретает черты юной красавицы с длинной косой. Меховая шапка или корона-кокошник - предпочитаемые головные уборы русской Снегурочки.

Есть ли помощницы у Дед Морозов в других странах?
С такой сказочной биографией как у Снегурочки - нет, но есть персонажи, которые столь же любимы, известны и желанны для детей разных народов. В Италии - это фея Бефана, монгольскую Снегурочку называют Зазан Охин, немецкую - Кристинда. Есть своя легендарная героиня и у шведов - Люсия.

Хотя итальянская Бефана не столь нежна и красива, как русская Снегурочка, - старушка с крючковатым носом - ее приход для детей является настоящим праздником. Добрая фея прилетает на метле, принося с собой подарки в заштопанном мешке. Аналогично американскому Санта Клаусу, волшебница в стоптанных башмаках спускается по трубе и подарки кладет в носки, заранее развешанные детьми и их родителями. Послушных и добрых ожидают конфеты, всевозможные игрушки, а проказников и шалунов - угли - особые конфеты, окрашивающие язык в черный цвет.

У монгольского Деда Мороза, Увлин Увгуна есть сразу 2 помощника - мальчик Жин Шин (Новый Год) и Зазан Охин или, как иначе называют ее, Девочка Снег. Зазан Охин любит загадывать загадки, и вручает подарок только после того, как услышит разгадку.

Повсеместной сопровождающей грозного немецкого Вайнахтсмана является кроткая и красивая Кристкинд. Она всегда одевается в белый длинный наряд, голову прикрывает вуалью, а в руке держит корзину с фруктами, сладостями, орехами. Добрая Кристкинд оставляет шанс для непослушных детей получить подарок. Они поют для нее песни, читают стихотворения.


Хотя шведской Снегурочкой принято назвать девушку Люсию (Королева Света), история ее происхождения трагична и корнями уходит в прошлые века. В Швеции ей посвящен праздник день Святой Люсии, который в средние века сопровождался суеверными обрядами. Сегодня традиция празднования в корне изменилась. Лисия носит длинное белое платье, перехваченное красной лентой в талии, на голове ее обязательно должен быть венок из брусники, в который вставлены зажженные восковые свечи. Исходящий от них свет, напоминает ореол нимба. Девушка символизирует маленького Христа и считается покровителем детей.

Снегурочки бывших стран СНГ
В отличие от европейских помощниц Деда Мороза, Снегурочки республик бывшего советского союза образом напоминают русскую красавицу.

В Армении - это Дзюнанушик (Снежная Ануш). Она носит длинную шубу, украшенную золотой или серебряной вышивкой, и меховой оторочкой, на голове - роскошная корона-кокошник.

В Узбекистане дедушку Корбобо повсеместно сопровождает Коргыз. Она известна своим талантом рукодельницы, поэтому все подарки делает своими собственными руками.

Скоро Новый год постучится в двери каждого дома… Точнее, Дед Мороз постучится… А может, это будут симпатяшки-домовые в вязаных колпачках?! Или прекрасная фея Бефана?! Надо бы разобраться в том, кого ожидать в новогоднюю ночь.

Вот какие они бывают, эти Деды Морозы:

  • Австралия, США — Санта Клаус. Американский дедушка носит колпачок и красную курточку, курит трубку, путешествует по воздуху на оленях и входит в дом через трубу. Австралийский Дед Мороз такой же, только в плавках и на скутере (знаете ли, жарко первого января в стране кенгуру:-).
  • Австрия — Сильвестр
  • Алтайский край — Соок-Таадак
  • Англия — Батюшка Рождество
  • Бельгия, Польша— Святой Николай. Как гласит легенда, он оставил приютившей его семье золотые яблоки в башмачке перед камином. Это было о-очень давно, поэтому Святой Николай считается самым первым Дедом Морозом. Он ездит на коне, облаченный в митру и белую епископскую мантию. Его всегда сопровождает слуга-мавр Черный Питер, который за спиной несет мешок с подарками для послушных детей, а в руках — розги для шалунов.
  • Греция, Кипр — Святой Василий
  • Дания — Юлетомте, Юлеманден, Святой Николас
  • Западные славяне — Святы Микалаус
  • Италия — Бабо Наттале. Кроме него, к послушным детям приходит добрая фея Бефана (Ла Бефана) и дарит подарки. Шалунам же достается уголек от злой волшебницы Бефаны.
  • Испания — Папа Ноэль
  • Казахстан — Аяз-ата
  • Калмыкия — Зул
  • Камбоджа — Дед Жар
  • Карелия — Паккайнен
  • Китай — Шо Хин, Шэн Дань Лаожэнь
  • Колумбия — Папа Паскуаль
  • Монголия — Увлин Увгун в сопровождении Зазан Охин (Снегурочка) и Шина Жила (мальчик-Новый год). Новый год в Монголии совпадает с праздником скотоводства, поэтому Дед Мороз носит одежду скотовода.
  • Нидерланды — Сандерклаас
  • Норвегия— Ниссе (маленькие домовые). Ниссе носят вязаные колпачки и любят вкусненькое.)
  • Россия — Дед Мороз, Дед Трескун, Морозко и Карачун в одном лице. Он немного суров на вид. Носит шубу до земли и высокую шапку, в руках у него ледяной посох и мешок подарков.
  • Румыния — Мош Джерилэ
  • Савойя — Святой Шаланд
  • Узбекистан — Корбобо и Коргыз (Снегурочка). В узбекские кишлаки в новогоднюю ночь верхом на осле въезжает «снежный дедушка» в полосатом халате. Это и есть Корбобо.
  • Финляндия — Йоулупукки. Такое имя ему дано не зря: «Йоулу» означает Рождество, а «пукки» — козел. Много лет назад Дед Мороз носил козлиную шкуру и подарки развозил на козлике.
  • Франция — Дед Январь, Пер Ноэль. Французский «Дед Январь» ходит с посохом и носит широкополую шляпу.
  • Чехия — Дед Микулаш
  • Швеция — Крисе Крингл, Юлниссан, Юль Томтен (Йолотомтен)
  • Япония — Одзи-сан

Все Деды Морозы приносят подарки, но каждый делает это по-своему:

  • Под елку кладет подарок российский Дед Мороз.
  • В носке обнаруживают подарки англичане и ирландцы, а в ботинке — мексиканцы.
  • Новогодние подарки сваливаются в дымоход во Франции, а на балкон — в Испании.
  • В Швеции Дед Мороз подкладывает подарки к печке, а в Германии оставляет на подоконнике.

Деды Морозы — они все такие неодинаковые! Выглядят по-разному, один добрый, а другой может и пожурить. У каждого есть свой персональный способ проникнуть в праздничный дом.

Но какой бы ты ни был, Дед Мороз, ты есть для того, чтобы поздравить и вручить подарок!

Дед Мороз - главный сказочный персонаж на празднике Нового года, восточнославянский вариант рождественского дарителя. Изначально в славянской мифологии - олицетворение зимних морозов. Создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего праздника произошло в советское время и относится к концу 1930-х гг. Сейчас же стало обычным приглашать Дедушку Мороза и Снегурочку домой, детям это приносит много радости.

Дед Мороз - старик в цветной (голубой, синей, красной или белой) шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Неразлучен со своей внучкой Снегурочкой, обычно изображаемой в белой, серебристой или голубой шубе.

У многих народов России имеется собственный аналогичный персонаж. Как называют и как выглядят Дедушки Морозы у разных народов России?

Чувашский Дед Мороз - Хёл Мучи. Дом чувашского Деда Мороза - Хёл Мучи стоит на Красной площади города Чебоксары, у Чебоксарского залива. Живет он вместе со своей внучкой Снегурочкой (по-чувашски – Юр Пике), а из чудесных артефактов обладает сундуком, исполняющим желания, маятниковыми часами, приносящими счастье, и говорящим самоваром.

Удмуртский Дед Мороз - Тол Бабай. Особые приметы: шуба у него фиолетовая, а посох кривой - от долгих путешествий по миру. Свои подарки волшебник носит в берестяном коробе. Место жительства: Удмуртия, Ширканский район, деревня Титово. А вот в умственных способностях Тол Бабая удмурты поначалу сомневались, поэтому так его и звали - Алангасар. По легенде, жили соплеменники глупого великана на Кар-горе, но потом туда пришли люди. Алангасары испугались, и решили спрятаться от них в яме на вершине той самой горы. Но один самый маленький великан по имени Тол Бабай замешкался, и яма исчезла. И пошел алангасар тогда бродить по свету, ума набираться. Пока ходил, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. А потом познакомился с Лымынылу, и предложил стать его помощником. Однажды маленький великан повстречал детей, только они не испугались его, а наоборот, стали с ним играть. За это Тол Бабай стал одаривать ребятню красивыми шишками и лесными ягодами и грибами. С тех пор дружба великана и детей только крепнет.

Татарcкий Дед Мороз - Кыш-Бабай. Особые приметы: синий кафтан, вместо шапки – мохнатая тюбетейка. Как гласит легенда, именно Кыш Бабай в древности отвечал за веселое празднование прихода нового года. Праздничные обряды совершались с 21 декабря по 1 января. А праздник этот назывался Нардуган.

Осетинский Дед Мороз - Артхурон. Осетинский Дед Мороз - не просто новогодний дед, а божество по имени Артхурон. Это имя переводится как "Огонь Солнцевич". Сейчас коренные осетинцы почти не упоминают его имени, оно сохранилось только в названии ритуального пирога, который каждая семья печет на Новый год.

Мордовский Дед Мороз - Нишке, Мороз Атя. В мордовской мифологии есть персонаж Нишке, который считается высшим богом. По легенде, Нишке создал небо и землю, выпустил в мировой океан трех рыб, на которых держится земля, насадил леса, сотворил человеческий род эрзян, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам – домашней работой. У Нишке есть две дочери, Кастарго и Вецорго, которых призывают в заговорах от болезней, и жена Нишке-ава. Мордва знает, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном живет Дед Мороз, которого называют Мороз-атя, в другом – Дед Мякина, в третьем – пятница, в четвертом – воскресенье, в пятом – зима, в шестом – лето, а седьмой открывать нельзя, и поэтому никто не знает, что там находится. Мороз Атя в праздничные дни живет в своей усадьбе, которая находится в мордовском селе Кивать в Кузоватовском районе Ульяновской области.

Марий Эл Дед Мороз - Йушто Кугыза и Лумудыр. Марийского Деда Мороза зовут Йушто Кугыза, что переводится, как «Холодный дедушка». К ребятам он приходит вместе со своей внучкой Лумудыр (Лум?дыр). Впрочем, на марийском языке слово «кугыза» обозначает “старик” или “дедушка”, и именно так марийцы называют всех духов. Есть Сурт Кугыза – дух дома, Покшым Кугыза – дух заморозков, Курык Кугыза – горный старик. Но кроме Йушто Кугыза у марийцев существует еще один персонаж, претендующий на сходство с Дедом Морозом по роли и обязанностям разносить подарки. Это Дед Василий, в Марий Эл его называют Васли Кува-Кугыза. Он вместе со своей старухой по имени Шорыкйол Кува-Кугыза является главным действующим лицом праздника Шорыкйол – «Овечья нога».

Карельский Дед Мороз - Паккайне. Карельский Дед Мороз, точнее Морозец, рыжий, задорный персонаж. В отличие от большинства своих новогодних коллег, это очень молодой персонаж, который появился в сказочном мире совсем недавно. Его отличительная черта – веселый, озорной характер. Согласно легенде, Паккайне родился морозной зимой, когда торговый обоз возвращался с ярмарки в город Олонец (Карелия). Появившись на свет, Паккайне засмеялся, за что его нарекли "веселым Морозцем". Повзрослев, Паккайне, как и его отец, стал купцом. Разъезжая по миру, Морозец оставлял в зеркалах свои отражения. К зиме все отражения отправлялись на родину – в Олонец, где устраивали состязания, чтобы доказать, кто из них настоящий Паккайне.

Казачий Дед Мороз. Особые приметы: красный кафтан с золотыми эполетами, вместо пояса – кушак, на нем – кавалерийская шашка. Место жительства: г. Калининград. Если вы встретите этого чудаковатого старичка, не удивляетесь, когда он представится следующим образом: «Всемирный Казачий Дед Мороз Василий Петрович Пестряк-Головатый». Да-да именно он, генерал-майор Казачьих войск, придумал образ казачьего Деда Мороза. Он же эту роль волшебника играет. На детсадовских елках Пестряка-Головатого редко встретишь. Чаще всего – на новогодних утренниках в кадетских корпусах и суворовских училищах, где будущим защитникам отечества рассказывает о патриотическом воспитании. Потому как «воспитания любви к Родине у подрастающего поколения на основе традиционных и общечеловеческих ценностей» - одна из семи целей, которые ставит перед собою Всемирный Казачий Дед Мороз.

Кабардино-Балкарский Дед Мороз - Уэс-Дадэ. Кабардино-Балкарский дед мороз Уэс Дадэ (“дадэ” – значит «дедушка») – личность довольно скрытная. О нем мало что достоверно известно, но в целом это типичный горец – с бородой, кинжалом и традиционной кучей подарков, хотя и одевается чаще не в национальную одежду, а в традиционную красную шубу Деда Мороза.

Бурятский Дед Мороз - Саган Убугун. Белый Старец Бурятии - Саган Убугун - является одним из главных персонажей праздника Сагаалган ("Белый месяц") – одного из наиболее известных праздников монголоязычных народов, который приурочен к наступлению Нового года. Культ Сагаан Убугуна был распространен у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет и восходит к добуддийскому периоду. Белый старец почитается как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, гениев (духов) земли, воды, владыка гор, земли и воды. Считается, что мир и благополучие приходят с его появлением, он приносит мир, покой и равновесие во всех делах и начинаниях человеческих тем, кто его почитает. Его образ восходит к мифам о боге – супруге Земли, покровителе плодородия и долголетия. Белого Старца изображают отшельником с посохом в руках, прикосновение которого дарит долгую жизнь, сидящим у входа в пещеру под персиковым деревом. Новый год в Бурятии празднуют по лунному календарю – 3 февраля. Отметить праздник Белого месяца, или Сагаалган, Белый Старец приглашает гостей на озеро Байкал. Если на праздник встретить его, и рассказать ему о том, сколько добрых дел совершил за прошедший год, то Белый Старец может щедро одарить здоровьем, любовью близких и материальным благополучием в году грядущем.

Итак, Деды Морозы разных народов России:

Алтайский край Дед Мороз - Соок-Таадак
Байкальский Дед Мороз
Башкирский дед Мороз - Кыш Бабай
Бурятский Дед Мороз - Саган Убугун - Белый Старец
Кабардино-Балкарский Дед Мороз - Уэс-Дадэ
Казачий Дед Мороз
Казахский Дед Мороз - Аяз-ата и Кыдыр-Ату
Калмыкский Дед Мороз - аав Киитн (дед Холод)
Карельский Дед Мороз - Папакайне
Марий Эл Дед Мороз - Йушто Кугыза и Лумудыр
Мордовский Дед Мороз - Нишке, Мороз Атя
Осетинский Дед Мороз - Артхурон
Татарcкий Дед Мороз - Кыш-Бабай
Удмуртский Дед Мороз - Тол Бабай
Чувашский Дед Мороз - Х?л Мучи
Якутский Дед Мороз - Чисхан или Эхээ Дыыл, снегурочка - Харчаана
Ямало-Ненецкий Дед Мороз - Ямал Ири.

Деды Морозы в других странах:

в Азербайджане — «?axta Baba» (Шахта? Баба?, дословно - «Дед Мороз», тот же Дед Мороз, но в голубом) и «Qarq?z» (Гаргыз, Снегурочка).
в Албании - «Babadimri»
в Армении - «Kaghand papi», чаще «Dzmer Papi» (Дзмер папи, дословно - «Дед Зима») и «Dzyunanushik» (Дзюнанушик, дословно - «Снегурочка»)
в Афганистане - «Baba Chaghaloo»
в Белоруссии - «Зюзя» или «Дзед Мароз»
в Болгарии - «Дядо Коледа» или «Дядо Мраз»
в Бразилии - «Papai Noel»
в Великобритании - «Father Christmas»
в Венгрии - «Mikulás» или «Télapó»
во Вьетнаме - «Ông già Nô-en»
в Германии - «Weihnachtsmann» или «Nikolaus»
в Греции - «Агиос Василис», (Святитель Василий)
в Грузии - «Tovlis papa», «Tovlis babua»
в Дании - «Julemanden» или Юлениссе (швед. Julenissen)
в Египте - «Papa Noël»
в Израиле - «Ханукальный Гарри» (у евреев), «Баба Ноэль» (у арабов-христиан), «Дед Мороз» (у выходцев из стран СНГ)
в Индии функции Деда Мороза выполняет богиня Лакшми[источник?]
в Индонезии - «Sinterklas»
в Ираке и Южной Африке - «Goosaleh»
в Иране - «Baba Noel»
в Ирландии - «Daidí na Nollaig»
в Испании и Латинской Америке - «Pap? Noel»
в Италии - «Babbo Natale»
в Кыргызстане - «Аяз Ата». Дословно - «Дед Мороз», «Аяз Кыз»(Снежная дева, Снегурочка)
в Казахстане - «Аяз Ата». Дословно - «Дед Мороз», «А?ша?ар» (Белоснежка)
в Каталонии - «Pare Nadal»
на Кипре - Василий
в Китае - «Шэнь Дань Лаожэнь»
в Латвии - «Ziemassv?tku vec?tis» или «Salavecis»
в Литве - «Kal?d? senelis» (Каледу сянялис - рождественский дедушка) или «Senelis Šaltis» (Сянялис Шальтис - дедушка мороз)
в Монголии - Увлин Увгун
в Нидерландах и Бельгии - Синтерклаас (нидерл. Sinterklaas) и Керцман (нидерл. Kerstman)
в Норвегии - Юлебукк (швед. Julebukk - букв. Рождественский козёл) или Юлениссе (швед. Julenissen)
в Польше - «?wi?ty Miko?aj» или «Dziadek Mr?z» или «Gwiazdor»
в Португалии - «Pai Natal»
в Румынии и Молдавии - «Mo? Cr?ciun» (Мош Крэчун). Он очень похож на русского Деда Мороза.
в Сербии, Черногории и Боснии и Герцеговине - «Deda Mraz»
в США и англоязычной Канаде - «Санта-Клаус»
в Таджикистане - «Бобои Барф?»
на Тайване - «Sèng-t?n L?-jîn»
в Турции - «Noel Baba»
в Узбекистане - «Qor bobo» (Корбобо - дословно «Снежный Дед») или «Ayoz bobo» (Аёз бобо - «Дед Мороз»)
на Украине - «Святий Миколай» и «Дід Мороз»
в Финляндии - «Йоулупукки» (фин. Joulupukki). Он носит высокую конусообразную шапку, длинные волосы и красную одежду. Его окружают гномы в островерхих шапочках и накидках, отороченных белым мехом
во Франции и франкоязычной Канаде - «Le P?re No?l» (Пер Ноэль)
в Чехии и Словакии - «Je??šek»
в Чили - «Viejito Pascuero»
в Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом - Юлтомтен и карлик Юлниссаар
в Шотландии - «Daida?n na Nollaig»
в Эстонии Деда Мороза зовут Йыулувана и он похож на своего финского родственника.

Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника – это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого Бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.

02 01 2017
10:40

Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.

Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной. Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать до недавнего времени было известно весьма путанно и туманно. По этой причине редакция SuperCook.ru провела свои собственные фундаментальные научно-исторические исследования, наконец-то прояснившие эту великую древнюю тайну.

Наш всесильный русский языческий Бог Дед Мороз могуч и велик во всем, в том числе и в способности по-русски превелико выпивать – с божественным здоровьем у него все в порядке, никакие хвори и опьянения его не берут…

Однажды у великого русского Бога-Отца Деда Мороза и божественной Снежной Вьюги-Метелицы родился Бог-Сын Снеговик. По причине зачатия в состояниии крепкого новогоднего подпития родителей, он родился несколько слабоватым умом, но очень добрым и отзывчивым. Привычку выпивать он от Отца не перенял, потому совсем не пьет, а всякой еде предпочитает мороженое.

В один прекрасный момент у зимнего Бога-Сына Снеговика и русской богини Весны-Красны родилась дочка Снегурочка. Так как у непьющего Снеговика с божественной генетикой все в порядке, его дочка уродилась на славу!

Всем Снегурочка вышла – и перенятой от Весны-Красны невиданной божественной красотой, и умом, и сообразительностью, и перенятыми от Снеговика добротой и несклонностью к принятию алкоголя.

Божественные мамашки Бога-Сына Снеговика (сына Деда Мороза и Снежной Вьюги-Метелицы), и Богини-Внучки Снегурочки (дочки Снеговика и Весны-Красны) быстренько от этой развеселой разгульной новогодней компании разбежались и появляются там нечасто. Мудрая Весна-Красна предпочитает общаться с Дедом Морозом, Снеговиком и Снегурочкой лишь кратенько, перед самым наступлением весеннего тепла, когда наши веселые новогодние Бог-Отец Дед Мороз, Бог-Сын Снеговик и Богиня-Внучка Снегурочка уже собираются к отъезду на все лето в свою вотчину на Диком Дальнем Севере. А вот более смелая и решительная божественная Снежная Вьюга-Метелица эпизодически навещает своих новогодних родственников в течение всей зимы, да и летом тоже иногда заглядывает их проведать в северной Стране Вечных Снегов.

А вот что известно о Снегурочке из других, более ранних источников.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).

История Снегурочки. Снегурочка - русский новогодний персонаж. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.

Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.

Образ Снегурочки не зафиксирован в древнем русском народном обряде. Снегурочка – сравнительно недавнее достижение русской культуры.

Ныне часто фигурирует глубоко ошибочное, антинаучное мнение, будто образ нашей Снегурочки возник из образа некой языческой богини зимы и смерти Костромы.

Здесь вспомним, что в исторической науке существует термин «кабинетная мифология», в которой известные разрозненные факты искусственно «притягиваются за уши», мощно дополняются собственной фантазией "исследователя", и в результате возникает квазиисторическое сочинение в стиле фэнтези, не имеющее ничего общего с реальностью. Зачастую, такие ученые-мифологи работают под заказ властей – местных или государственных.

В исторической науке «кабинетная мифология» не вчера возникла и не завтра исчезнет. Во всех науках всегда были и есть любители посочинять отсебятину, не связанную с действительностью. Связь образа русской Снегурочки с Костромой была "найдена" костромскими краеведами, когда власти Костромы решили объявить свои места родиной Снегурочки.

Заметим, что якобы "древний" обряд, связанный с образом Костромы, был впервые отмечен и описан только в XIX веке, так что древность сведений о нем весьма невелика. Много позже из этих описаний местные костромские «кабинетные мифологи» сделали выводы, будто миф о Снегурочке возник из "древнего" славянского обряда похорон Костромы, который проводился крестьянами в местностях вокруг города Кострома.

Но рассмотрим, кто такая Кострома в этом обряде.

Слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне в окрестностях города Костромы хоронили по-разному. Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с улюлюканьями и прибаутками или топили в реке, или сжигали.

Из добросовестных описаний исследователями XIX века видно, что обряд уничтожения чучела Костромы до мелочей повторяет существовавший с глубокой древности обряд праздничного уничтожения весной чучела надоевшей злой Зимы-Марены, в разных местностях также именуемой Морена, Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара.

Из описаний обряда отчетливо видно, что богиня зимы Кострома - не отдельное самостоятельное божество, а всего лишь местное (локальное) костромское имя общеславянской Марены (Мораны), языческой богини смерти, зимы и ночи.

Морана (Марана, Кострома…) олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти; Смерть - черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь.

Множественность в русском языке имен Мораны-Костромы не удивительна. В XIX веке на Руси еще существовало множество местных особенностей русского языка, к середине ХХ века практически исчезнувших из-за введения единого стандартизованного образования. Например, один и тот же древний языческий праздник урожая, традиционно отмечаемый в день осеннего равноденствия, в разных местностях России именовался Вересень, Таусень, Овсень, Авсень, Усень, Осень, Радогощь.

Сожжение чучела Зимы (Марены, Костромы и т.д.) – это проводы надоевшей зимы, практиковавшиеся по весне у всех народов Европы, включая славян, у которых в дохристианские времена существовала общая религия друидов/волхвов (у славян языческие священнослужители-друиды именовались "волхвы").

В дохристианские времена чучело Зимы уничтожали утоплением в воде или сжиганием в день весеннего равноденствия во время языческого праздника Комоедицы (см. подробности). Позднее, когда победившая христианская церковь под страхом тяжкой кары запретила языческую Комоедицу и ввела взамен христианский праздник Масленицу (в Европе именуемый "карнавал"), чучело Зимы люди стали уничтожать в последний день Масленицы.

Обряд сожжения на Комоедицу в день весеннего равноденствия (позднее в христианские времена – в последний день Масленицы) чучела надоевшей Зимы-Марены (а не Масленицы, как некоторые ошибочно полагают) был призван обеспечить плодородие земель.

Конечно, нет никаких оснований ассоциировать образ нашей русской Снегурочки с образом древней злой и жестокой богини зимы, смерти и ночи Мораны (Костромы) – это всего лишь нелепые антинаучные натяжки излишне остроумных костромских краеведов, действовавших под заказ местных властей.

Бессмысленны и попытки искать корни родства Снегурочки в дохристианской мифологии славян, которая к XIII веку была полностью и невосстановимо уничтожена церковниками, и о которой ныне практически ничего неизвестно.

В жестокие средневековые времена внедрения христианства на завоеванной и порабощенной пришлыми скандинавскими бандитами-варягами (викингами) Руси русский народ лишился и своей мифологии, и древней славянской рунической письменности, а вместе с рунической письменностью – и всех своих исторических хроник, которые вели волхвы. Именно тогда история, верования и обычаи славян дохристианских времен в течение нескольких веков старательно уничтожались церковниками и варяжскими властями и стали неведомыми.

Обратимся к реальной истории происхождения нашей русской Снегурочки.

Известно, что боги когда-то родятся, некоторое время живут в сознании людей, а потом умирают, стираясь из памяти.

В великой русской культуре XIX века произошло чудо рождения новой Богини, которая уже никогда не исчезнет из памяти русского народа, покуда наш русский народ будет существовать.

Для понимания этого русского культурного явления не следует ошибочно полагать, что новых богов способен создавать лишь хитроумный еврейский народ, а другие народы в своем творчество и традициях должны непременно плясать под дудку только еврейских религиозных фантазий. Как показывает история культуры XIX и XX веков, русские люди тоже не лыком шиты. Было бы неплохо, если бы и в нынешнем XXI веке русские об этом не забывали.

С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).

Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.

Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке - явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.

Изумительная русская культура XIX века породила еще одно подобное уникальное произведение - оперу «Иоланта», в которой тоже нет ни одного отрицательного персонажа, и вся фабула тоже строится на борьбе добрых благородных героев с неблагоприятными природными обстоятельствами. Вот только в опере «Иоланта» герои (с помощью достижений науки) побеждают, а в народной сказке «Снегурочка» героиня гибнет под воздействием неодолимой силы земной природы.

Современный образ языческой Богини Снегурочки, имя которой однокоренное со словами "снеговик" и "снег", - сравнительно недавнее порождение великой русской культуры XIX века.

Наша божественная русская Снегурочка возникла как литературный персонаж.

Первоначальное исследование народных сказок о Снегурке провел А. Н. Афанасьев (см. второй том его труда «Поэтические воззрения славян на природу», 1867 год).

Под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).

Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку - боги не рождаются в результате единичного творческого акта отдельной личности, а всегда кумулируют в себе многие идеи народа.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.

Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок.

Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

В период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. А под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.

Следуя нашей чудесной русской новогодней традиции, сейчас европейского новогоднего Деда тоже начала сопровождать прекрасная внучка.

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

На звание «родового гнезда» дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки.

Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.